Условное название: Рукописные книги конца XVII - XX вв.

Тип коллекции: Видовая.

Уровень коллекции: Федеральный

Объем коллекции: 95 экз.

Хронологические границы: кон. XVII - XX вв.

Виды изданий: Рукописные книги, фрагменты на отдельных листах.

Тематика: Церковная, богословская (в том числе старообрядческая).

Языковая характеристика: Рукописи на церковнославянском языке.

Владельческие признаки: Маргиналии.

Время поступления: 1977-1979 гг.

Источники поступления: Археографические экспедиции студентов-историков ЧелГУ на территории Челябинской, Курганской и Свердловской областей, некоторых районов Башкирии.

Дополнительные сведения о коллекции: В составе коллекции 95 кириллических рукописей, в основном старообрядческих. Это богослужебные и вероучительные книги на церковнославянском языке: псалтыри, октоихи, часовники, каноники, уставы, духовные стихи, богослужебные сборники и др., представленные полностью и во фрагментах.
Самая ранняя из них - Молитвы Богородице, рукопись к. XVII - н. XVIII в. Уникален Сборник - полууставная рукопись двух почерков к. XIX - н. XX в., в которую включены важные постулаты старообрядческой веры: "Послание о вере. О обнажении матере нашея святыя церкви", "Повесть о покаянии", выписки об антихристе, скончании мира и о Страшном суде. Текст проиллюстрирован миниатюрами. Особый интерес представляют фрагменты Азбуки, Псалтырь XVIII в. с заставками, имитирующими печатный стиль старообрядческих изданий, Список святых (к. XIX - н. XX в.), копия первой четверти XX в. (1917 г.) сочинения игумена Антиоха "О земленом яблоке, еже есть о картофиле", Канон за умершего - миниатюрная, всего в 32-ю часть листа, рукопись первой половины XX в.
Безусловная ценность коллекции - певческие книги. В них мелодии церковных песнопений записаны не нотами, а особыми знаками - "крюками" или знаменами. Такой способ записи музыки существовал в Древней Руси, но к концу XVII столетия был практически вытеснен западноевропейским. Однако, староверы не приняли эту новую музыкальную систему и вплоть до XX в. использовали крюковую нотацию в своих певческих книгах, передавая из поколения в поколение традиции древнерусской музыкальной грамоты. Особенно яркое свидетельство тому фрагмент Праздников крюковых - книга, которую "написалъ и переплелъ священникъ Николай Третьяковъ 1917 года 8 августа...", в самый канун эры новейшей истории России.

Примечания: Описания рукописных книг, входящих в коллекцию, включены в издания: Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Т. II. Вып.1./ Сост. В.И. Байдин, А.Т. Шашков.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та,1993. - С. 218 - 294; Парфентьев Н. П., проф., д.и.н. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI - XX вв.) - Челябинск, 1994.
Полное подробное описание коллекции можно найти в электронном каталоге Кириллические рукописные книги XVI-XX вв. в собраниях Челябинской области" (сост. Мухина Н.В., Яхнина Ю.С.), выставленном на сайте регионального центра по работе с книжными памятниками.

Молитвы Богородице, кон. XVII в. - XVIII в.
Сборник, кон. XIX в. - нач. XX в.
Сборник, кон. XIX в. - нач. XX в.
Азбука, перв. пол. XX в.

Псалтырь, сер. XVIII в.
Список святых, перв. четв. XX в.
"О земленом яблоке, еже есть о картофиле"
Канон за умершего, фрагмент, перв. пол. XX в.
Обиходник Крюковой, нач. XIX в.
Праздники крюковые, фрагмент, перв. четв. XX в.