Логотип

Библиотечные выставки

Каталог
Помощь | Формуляр читателя | Бюллетень новых поступлений | Периодические издания, выписанные на 2017

Электронные ресурсы
Подписные электронные ресурсы | Электронные библиотечные системы | Ресурсы свободного доступа | Поисковые системы | Вестники ЧелГУ

Библиотеки
Челябинска | России | Зарубежные | Библиотечные консорциумы

Преподавателям
Оформление списков литературы | Библиотечный консультант | Как сделать заказ | Издатели и поставщики | Подписка | Контакты

О библиотеке
Общая информация | Часы работы | Контакты | Услуги | Выставки | Медиацентр для инвалидов и лиц с ОВЗ | Сектор редкой книги | Публичный отчет

Спросите нас

 

февраль 2017



Фото


Широкая Масленица

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гуляния и едят блины.

Масленица – один из древнейших славянских праздников, который дожил до сегодняшних дней и достался нам в наследство от культуры язычества. Изначально Масленица была тесно связана с весенним днем солнцеворота, когда зима шла на убыль и все предвещало скорый приход весны. С распространением христианства Масленица стала предшествовать Великому посту и до сих пор зависит от сроков его начала.

Существует несколько названий этого праздника: Мясопустой Масленицу называют из-за того, что происходит воздержание от мяса; Сырной – потому что на этой недели едят много сыра; Масленицей – в связи с тем, что в этот период употребляют большое количество масла.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях.

Главным угощением по-прежнему являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Выставка размещена в читальном зале №2 (3 корпус).







Фото


«Время, вперёд!»
(120 лет со дня рождения В. П. Катаева (1897-1986))

Книжная выставка посвящена 120-летию со дня рождения Валентина Петровича Катаева (1897-1986), в творчестве которого отразились и огонь Октябрьской революции, и время грандиозных строек, и кровавые годы гражданской войны, и тяжелейшее время Великой Отечественной.

И хотя Валентин Катаев родился в Одессе, он побывал и на Южном Урале! Известно, что идею «12 стульев» Ильфу и Петрову – «другу и брату» – подарил В. Катаев. А идею написать роман о первой пятилетке с названием «Время, вперёд!» подсказал Катаеву Владимир Маяковский. «Магнитогорск стал для меня городом Маяковского», - скажет Катаев. Роман проникнут духом Маяковского, духом летящего времени. «Лето, которое я провёл на площадке строительства Магнитогорска, было незабываемым», - писал В. Катаев.

Валентин Катаев был дружен с Ю. Олешей, Э. Багрицким, В. Маяковским, С. Есениным, Д. Бедным, А. Толстым, С. Прокофьевым. Роман «Алмазный мой венец», основанный на реальных событиях и вызвавший острую дискуссию в печати, рассказывал о дружбе Валентина Катаева с писателями и поэтами-современниками. В другом романе «Трава забвения» Катаев называл двумя своими главными учителями И. Бунина и В. Маяковского, которые не терпели друг друга, но которых он считал двумя полюсами одной великой эпохи.

Судьба подарила В. Катаеву долгую и счастливую творческую жизнь, он дожил почти до 90 лет, был основателем и первым редактором журнала «Юность». Ираклий Андроников писал о нём: «И вот ещё одно свойство Катаева – книги его, всегда обращенные к своему времени, шире и долговечнее этого времени».

На выставке можно познакомиться с книгами В. П. Катаева и литературой о нём.

Выставка размещена в читальном зале №2 (3 корпус).







Фото

Фото Фото

Фото

Фото


Реки и озера Челябинской области
    В рамках арт-проекта «В объективе – творчество»



Река Миасс — одна из главных водных артерий Южного Урала и, несомненно, занимает первое место в водной стихии Челябинской области. У Миасса 27 относительно крупных притоков общей протяженностью 749 км, не говоря уже о мелких речушках. Наиболее крупные из них — Зюзелга, Бишкиль, Большой Киалим, Биргильда, Атлян, Верхний Иремель, Куштумга. Общая площадь водосбора Миасса — 19 100 кв. км, в его пределах располагается почти 2 тысячи озер! Самые крупные из них — это живописные Большое и Малое Миассово, Большой Кисегач, Большой Теренкуль, озеро Тургояк. В 1823 году в долине вод Миасса были обнаружены золотые россыпи. Около полувека миасская долина была главной кладовой золота России.

Скорость течения этой удивительной реки неодинакова — от 2 до 0,1 метров в секунду. На территории Челябинска, например, река течет со скоростью пешехода. Дело в том, что русло реки в центре города было искусственно расширено, отчего река стала более «ленивой». В центре Челябинска не перечесть знаковых объектов, расположенных на берегах Миасса. И это неудивительно, ведь исторический центр города закладывался поблизости с рекой. Среди них Областной краеведческий музей, Торговый центр, Дом Шиховых-Покровских, Картинная галерея и другие. Заслуживают внимания и мосты через реку Миасс, например, Ленинградский — по нему проходит символическая граница между Уралом и Сибирью.

Жители Челябинска ежедневно могут созерцать берега Миасса и изменчивость речной воды. Но человеческая жизнь полна мирской суеты, поэтому не всегда удается вживую понаблюдать за неповторимой красотой природы. Зато художники и фотографы запечатлевают эти ускользающие от нас прекрасные мгновения в своем творчестве. Так, красотами реки Миасс можно полюбоваться на арт-выставке фотографий, а на книжной выставке «Реки и озера Челябинской области» можно узнать много новой и интересной информации об этой водной достопримечательности Южного Урала.

Выставка размещена в читальном зале естественно-научной литературы (1 корпус, ауд.205).







Фото

Фото Фото

Фото

Фото

Фото Фото


Я – женщина
    В рамках арт-проекта «В объективе – творчество»

Перед нами – прекрасные женщины. Полные грусти. Тайны. Жизни.

Я - женщина, и, значит, я – актриса,
Во мне сто лиц и тысяча ролей.
Я - женщина, и, значит, я - царица,
Возлюбленная всех земных царей.

Я - женщина, и, значит, я - рабыня,
Познавшая солёный вкус обид.
Я - женщина, и, значит, я - пустыня,
Которая тебя испепелит.

Я - женщина, сильна я поневоле,
Но, знаешь, даже если жизнь – борьба...
Я - женщина, я слабая до боли,
Я - женщина, и, значит, я - судьба!

Я - женщина, я просто вспышка страсти,
Но мой удел - терпение и труд.
Я - женщина, я - то большое счастье,
Которое совсем не берегут...

Я – женщина, и этим я опасна,
Огонь и лёд на век во мне одной.
Я - женщина, и, значит, я прекрасна
С младенчества до старости седой.

Я - женщина, и, значит, все дороги
Ведут - ко мне, а не в какой-то Рим...
Я - женщина, я - избранная Богом,
Хотя уже наказанная Им...

(Наталья Окчур)


К фотовыставке приурочены две книжные выставки:


«Женщина» в сказочном дискурсе

Сказка сама по себе – миниатюрная модель культуры того народа, который ее создал: в ней отражены история народа, его представления об общечеловеческих ценностях, обычаи.

Концепт слова женщина является одним из важнейших концептов русского языкового сознания и занимает значительное место в языковой картине мира русского народа.

Наша жизнь – это сказка. И сказка – это жизнь, отраженная в языке.

На нашей выставке можно найти материалы, где рассматриваются различные подходы к пониманию сказочного дискурса.

Список литературы >>>

Madonna

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ им запечатленный,
Веками будет согревать сердца...
Микеланджело

Писать об итальянской живописи трудно. Едва ли другая страна дала миру столь великих живописцев, как Италия.

Итальянская живопись поражает воображение и является одной из самых эффектных, душевных и притягательных во всей истории мирового искусства. Она способна запомниться надолго и наполнить сердце даже самого искушенного человека.

Тема Мадонн, обожествление женского образа – виденье всех одаренных художников эпохи Возрождения. Мадонны Джотто, Мадонны Боттичелли, Мадонны Микеланджело, Мадонны Рафаэля, Мадонны Джованни Беллини, Мадонны Джорджоне, Мадонны Тициана, Мадонны Веронезе, Мадонны Леонардо да Винчи...

Великие живописцы создавали свой образ женщины, который являлся перед ними в образе святой.

Где ангелу земному краски взять,
Чтобы красоту прославить неземную?
Он должен был, покинув мастерскую,
На небе – в царстве божьем побывать...
(Джамбаттиста Марино)


Список литературы >>>

Выставки размещены в читальном зале иностранной литературы (1 корпус, ауд.211).







Фото


Великий романтик.
215 лет со дня рождения В. Гюго (1802-1885)

Жизнь – это зрелище, трагедия живая,
И в ней я начал жить, сначала изучая
Птиц, воды, лилии, полуночный покой,
А там и азбуку другую: род людской.

В. Гюго, 1846 г.

Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.
В. Гюго

Нищета ведет к революции, революция - к нищете.
Труд есть жизнь человека.

В. Гюго

Французскую литературу XIX века невозможно представить без Виктора Гюго. Творчество Гюго, самого выдающегося французского романтика, вождя французского романтизма, его теоретика, поражает многогранностью и разнообразием: он поэт, прозаик, драматург, к тому же литературный критик и боевой, темпераментный публицист, политический деятель, а также член Французской академии и Национального собрания.

Французская революция 1789 года стала основным источником творчества Гюго. «Революция, вся революция в целом - вот источник литературы девятнадцатого века». «Романтизм и социализм - одно и то же явление», - считал писатель. Начал свой бой за свободу Гюго и на подмостках театра. Его драмы «Эрнани» (1829), «Король забавляется» (1832), «Лукреция Борджиа» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Анджело, тиран Падуанский» (1835), «Рюи Блаз» (1838) - это, по словам исследователя творчества Гюго Л. Андреева, «своеобразная декларация прав человека». Сборник «Грозный год» (1872) являет собой поэтическую хронику драматичных событий, которые переживала Франция во время Франко-прусской войны (1870-1871).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов обозначена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа времени романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную историю и связан с актуальной современной проблематикой.

В 1862 году Гюго закончил свой роман «Отверженные». Достоевский оценил его даже выше своего романа «Преступление и наказание». Гюго писал его тридцать лет. Он придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные «Отверженным», способны переустроить общество.

На выставке представлены произведения В. Гюго, а также книги о жизни и творчестве великого литератора; критика на его произведения. Выставка будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся жизнью и творчеством писателя.

Список литературы >>>

Выставка размещена на абонементе научной и художественной литературы (3 корпус).







Фото

Фото Фото

Фото


Трансформация. Образ человека труда в фотографиях
    В рамках арт-проекта «В объективе – творчество»


Главным украшением фестиваля «Человек труда», который состоялся в апреле 2016 года, стала выставка фотографий «Трансформация. Образ человека труда в фотографиях». Экспозиция организована Челябинским краеведческим музеем и региональным отделением Союза фотохудожников России.

Яркие и эффектные снимки, посвященные людям труда, сделаны в разные годы выдающимися южноуральскими мастерами фотографии: Михаилом Петровым, Владимиром Георгиевым, Евгением Ткаченко, Сергеем Васильевым, Анатолием Колющенко, Игорем Лагуновым.

Все участники, гости и организаторы фестиваля смогли увидеть лучшие архивные и современные кадры, на которых запечатлены одухотворенные лица рабочих. Это герои металлургического производства и агрономы, комбайнеры и монтажники, токари и сталевары, доярки и машинисты, а также первостроители Магнитки и многие другие.

Выставка размещена в читальном зале юридической литературы (1 корпус, ауд.208).







Фото


Коллективный договор

Жить — значит работать.
Труд есть жизнь человека.

Вольтер

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Статья 40. Коллективный договор).

Список литературы >>>

Выставка размещена в читальном зале юридической литературы (1 корпус, ауд.208).




январь 2017



Фото


«Поэт распутья»
(к 150-летию русского писателя В. В. Вересаева (1867-1945))

«Жизнь густа, дремуча и не раздвигается сама собой в легкую дорожку. Кто хочет новых путей, должен выходить не на прогулку, а на работу.» В. Вересаев.

Викентий Викентьевич Вересаев – писатель бурного для России времени конца XIX – начала XX века. Его романы и повести словно главы истории революций, страницы летописи исканий русской интеллигенции. Здесь и крах народничества, зарождение марксисткой идеологии, октябрьский переворот, гражданская война, социализм, а самые последние рассказы и статьи рождены Великой Отечественной войной. Таковы исторические вехи, которые определили судьбы вересаевских персонажей. Его любимые герои нередко переходят из рассказа в повесть, из повести в рассказ, а события чаще разворачиваются в одних и тех же городах. Все это превращает произведения Вересаева в своего рода цикл – «цепь… повестей, отражающих душевную жизнь «хорошей» русской интеллигенции».

Список литературы >>>

Выставка размещена на абонементе научной и художественной литературы (3 корпус)







Фото


Что нужно знать молодёжи об экстремизме
       Информационная закладка

Экстремизм (франц. extremism, от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- Москва, 2000).

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (п.3, ч. 1, ст. 1) даёт следующее определение понятия экстремизм: «Экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон.»

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Цель нашей выставки – рассмотреть определение экстремизма в целом, объяснить какую опасность экстремизм представляет для общества, рассказать о методах защиты от экстремизма.

Выставка размещена в читальном зале иностранной литературы (1 корпус, ауд. 211)







Фото


С Днем студента!


25 января – день Российского студенчества.

В этот день в 1775 году Российская императрица Елизавета Петровна подписала Высочайший указ об учреждении в Москве университета по плану М. В. Ломоносова. Сначала этот праздник отмечался только в Москве и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании Московского университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица.

Позже эта дата стала отмечаться не только как день рождения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, но и как дата основания высшей школы России.

В наше время праздник пользуется популярностью не только у российского студенчества, но также у школьников и молодежи и называется Татьянин день.

Список литературы >>>

Выставка размещена в читальном зале естественно-научной литературы (1 корпус, ауд. 205)







Фото


Ликуй, студент! Татьянин день!

Студенты — народ веселый, жизнерадостный и без своего праздника им никак нельзя! И действительно, такой праздник у студентов есть. Татьянин день (День студента) — веселый, шумный, озорной праздник, отмечается 25 января. Праздник имеет давнюю историю и свои традиции.

12 января (25 января по новому стилю) 1755 года, в день Святой Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала документы, положившие начало Московскому университету. С тех пор святая Татьяна считается покровительницей всех студентов, а Татьянин день стал одновременно и Днем студента.

На выставке представлены сценарии проведения этого торжества; если добавить к ним собственные креативные разработки, то получится незабываемый праздник.

Список литературы >>>

Выставка размещена в читальном зале №1 (2 корпус)








Фото


День студента – 25 января
     (выставка-мотиватор)

Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно. Рей Бредбери

Образование – богатство, а применение его – совершенство.

Татьянин день, День российского студенчества — памятная дата в России, а также день в православном и народном месяцеслове. Название дня произошло от имени раннехристианской мученицы Татьяны Римской, память которой совершается в Православной церкви 12 (25) января.

После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета, «Татьянин день» стал праздноваться сначала, как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. С 2005 года день 25 января в России официально отмечается как «День российского студенчества».

Выставка размещена в читальном зале юридической литературы (1 корпус, ауд. 208).





Фото

Фото



Gerald Durrell: The friend of all animals


Джеральд Малкольм Даррелл (Gerald Malcolm Durrell, 7 января 1925, Джамшедпур, Британская Индия -30 января 1995, Сент-Хелиер, Джерси).

Можно ли предсказать свое будущее? Он сделал это в возрасте 6 лет.

Зооспасатель и человек опередивший время. Этакий летний Дед Мороз, соединивший в себе Деда Мазая с Доктором Айболитом, библейского Ноя с современным ученым-практиком, писателя натуралиста с веселым рассказчиком.

Он любил животных не за приносимую ими пользу, а просто потому, что они неповторимые творения природы, чему и учил всех через свои книги и фильмы, в которые он вложил всю силу своего таланта.

Список литературы >>>

Выставка размещена в читальном зале иностранной литературы (1 корпус, ауд. 211)







Фото

Фото


Жестокий романтик Чарлз Диккенс


Чарлз Диккенс сочинял самые нежные и трогательные любовные истории в английской литературе XIX века. Он, как никто другой, умел описывать домашний уют и прославлял семейные ценности. Но все это оставалось лишь на бумаге – фантазии, которые украшали жизнь читателей. Диккенс был самым популярным писателем своей эпохи, но так и не стал счастливым человеком, потратив всю жизнь на поиски идеала.

Список литературы >>>

Выставка размещена в читальном зале иностранной литературы (1 корпус, ауд. 211)





Архив выставок >>>


Copyright © 2004-2017, ЧелГУ
Предложения о рекламе,
Ваши замечания и пожелания
ждем по адресу

Статистика посещений

Разработчики

Главная страница

Поиск по сайту


Научная библиотека ЧелГУ
454001 г.Челябинск, ул.Бр.Кашириных, 129
library@csu.ru | director@csu.ru
Мы вконтакте Мы в фейсбук